МБДОУ "Детский сад № 2 "Березка" г. Нижний Новгород

Музыкальный руководитель

 

 

Музыка – первое слово

 

Консультация для родителей

 

Музыкальные звуки — очень нужны для развития грудных детей. Музыка может исцелять, и это нам может наглядно доказать, достаточно часто используемая звукотерапия.

Музыка может вызывать бурю эмоций, одни из них могут повысить жизненный тонус, а другие — помочь успокоится и расслабиться.

Учеными уже установлено, что правильно подобранная музыка способна благоприятно влиять на мозг человека и его нервную систему. А работа клеток головного мозга вообще основана на передаче импульсов всему организму, которые передаются частенько с помощью акустических сигналов.

В большинстве случаев дети лучше всего воспринимают высокие частоты, так как они благоприятно воздействуют на человека. Именно поэтому для того чтобы привлечь внимание ребенка, мать инстинктивно повышает голос, общаясь со своим малышом.

Изначально, только благодаря высоким частотам, ребенок начинает воспринимать окружающие его звуки, голоса родителей и определенное звучание музыки.

Можно без сомнения сказать, что человеческий голос самый уникальный музыкальный инструмент. С первых дней после рождения для малыша предпочтительно подбирать произведения, которые исполняются с помощью минимального количества инструментов.

Лучше всего такому маленькому ребенку начинать слушать музыку, звучащую в основном в верхних октавах. Недаром старинные детские и колыбельные песенки старались исполнять высоким голосом под тихую спокойную музыку.

Вы должны знать, что даже если у Вас нет голоса и слуха, Вашему ребенку просто необходимо слышать, как вы поете.

Слыша Ваш голос, младенец достаточно быстро расслабляется и начинает чувствовать себя более уверенно, комфортно и спокойно, что очень благоприятно отражается на его сне и поведении.

Когда Вы вечером укладываете ребенка спать, можно постоянно использовать различные повторяющиеся мелодии, которые необходимо подобрать таким образом, чтобы они влияли успокоительно и имели расслабляющее воздействие на Вашего малыша.

Выбранная музыка должна быть тихой, так как слух ребенка значительно острее слуха взрослого человека.

Поиграем со звуками

 

Консультация для родителей ясельных групп

 

Малыш - дошкольник живет, играя, в игре он познает мир. Правильно организованная игра помогает ребенку закрепить, уточнить, обогатить представление о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. А багаж этих представлений, накопленный в первые годы жизни уже достаточно велик. Наш малыш научился различать предметы по их форме, цвету, размеру. В звучащем мире он способен выделить звуки громкие и тихие (иначе говоря, он различает звуки по силе), может распознать мужской голос, женский, детский (а это значит, что он различает звуки по тембру-окраске).

 Вступив в возрасте около трех лет в эпоху игры, малыш с ее помощью продолжает овладевать миром. Если мы приглядимся к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружим, что в них, в частности, ясно выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает случая выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит, пищит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны (есть в ассортименте наших "музыкальных" игрушек и беззвучные). Он постарается понять, каков язык звуков.

 Игры со звуками, о которых мы поведем речь, естественное дополнение к "звуковым забавам" малышей. Они помогут ребенку лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука.

 Для игр нам нужны будут музыкальные игрушки, о некоторых из них мы сейчас расскажем.

 Прежде всего - ударные игрушки. Это барабаны, бубны, погремушки, колокольчики, металлофон. По барабану действительно ударяют (рукой или палочкой), ударяются и по металлофону молоточками, а вот колокольчик бубен и погремушку можно просто встряхивать.

 Духовые инструменты представлены разнообразными дудками. Звук возникает, когда вдуваешь воздух в трубку. Но есть такие дудки, которые дудят, наоборот, когда воздух втягиваешь из дудки в себя. Если дудка к тому же снабжена клапанами, то надо, вдувая воздух в трубку, еще и клапан открывать.

 Можно и самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Размер коробочки должен быть такой, чтобы ребенок мог взять ее в руку. Путь дети сами наполняют такие коробочки мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Путь ребенок скажет, какая коробочка звучит звонко, а какая глухо. Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждому звуку (например: звонкий, светлый, мягкий, глухой, темный:). Обратите внимание на то, какая игрушка больше всего понравилась вашему ребенку, а потом спросите, почему она понравилась. По ответу ребенку можно судить, какие звуки его привлеки тихие, мягкие или резкие громкие, звонкие (но, быть может, ребенку понравился просто внешний вид игрушки?)

 А теперь попробуем поиграть в игру "лесное эхо". В этой игре ребенок научится производить звук, вполне определенный по силе. Сначала помогите ему вспомнить, что такое эхо (наверное, вы слышали вместе, когда гуляли в лесу?), как оно тихо отвечает на наши громкие крики.

 Можете сказать, что во всякой музыке есть звуки громкие и тихие, что композитор, когда сочиняет музыку, обязательно отмечает в нотах, как надо играть: громко (форте) или тихо (пиано), что от этих слов происходит название музыкального инструмента, хорошо всем знакомого.

 Возьмите игрушки и начинайте игру. Кто вступает первым, у того игрушка обязательно должна звучать громко, а у того, кто отвечает тихо. Ведь это эхо отвечает.

 Затем можно обменяться ролями и игрушками. В следующих играх уже без игрушек и инструментов, а собственными ладошками, мы проверим, насколько внимательны дети к конкретным заданиям, оценим их память и координацию движений.

 Эти игры со "звучащими жестами" (то есть движениями рук, кисти, пальцев) вам уже знакомы. Хочется добавить, что естественные, ловкие, точные движения, которые дети будут развивать в играх, очень нужны тем, кто будет учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

 Итак начнем игру "Зеркало". Условие игры такое: первый играющий может хлопать так, как захочется. Но второй играющий точно как в зеркале должен повторить действия первого. Пусть взрослый и ребенок сядут друг против друга. Начинает игру взрослый. Мы советуем прохлопать плоскими ладонями медленно и очень равномерно 3-4- раза. Ребенок должен точно повторить количество хлопков, уловить их темп. Теперь вы ставите задачу более сложную: хлопков больше и характер их сложнее. Например, сначала вы хлопаете ладонями 4-6 раз громко, а потом оставьте несколько пальцев - получится ни так громко. На следующий раз, хлопнув три - четыре раза ладонями, похлопайте три раза двумя руками одновременно по своим коленям, закончите хлопками "неполными ладонями".

 Поменяйтесь ролями, пусть ребенок дает вам задание. Если ваш ребенок не очень внимателен и часто отвлекается, то именно в этом варианте игры вы сможете помочь ему развить внимание к действиям. Вам придется намеренно ошибаться, чтобы дать ребенку возможность поправить вас: внимание развивается не только тогда, когда действуешь сам, но и тогда, когда следишь за действиями другого.

 Сделаем еще один шаг вперед. Предложите малышу помочь вам спеть. Итак, кто-то из взрослых напевает мелодию, а ребенок в это время равномерно хлопает в ладошки или стучит кулачками, но, не заглушая мелодию, тихо. Понравилось? Споем еще раз! Теперь предложите ребенку взять, скажем, погремушку. Родителям нужно обязательно присмотреться, прислушаться, как ребенок хлопает в ладоши или постукивает погремушкой - равномерно, тихо или громко, неровно и резко. Вооружитесь терпением и выдержкой. Если малыш играет громко и заглушает мелодию, не одергивайте его, а спокойно скажите, что от него требуется в этой игре. Покажите, как удобнее взять игрушку, как свободно, без напряжения хлопать ладошками. Некоторые малыши, напротив, слишком робеют. Их сопровождение почти не слышно, бывает, они и вовсе останавливаются. Таких надо подбодрить.

 Дети, которые ходят в детский сад, с радостью вспоминают, если их попросить, что они там пели или слушали на музыкальном занятии. Послушайте, что ребенок скажет или споет. При первом исполнении песенки не поправляйте его, если мелодию своей любимой песенки поет не очень чисто, потом попросите малыша спеть еще раз. Бывает полезно пропеть мелодию вместе с ребенком.

 

Возрастные уровни музыкального развития детей

 

Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более эффективные способы управления психическими процессами ребёнка, в том числе и музыкальным развитием.

В дошкольном детстве (3-7 лет) ребёнок проявляет большое стрем­ление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности (если для этого созданы необходимые педагогические условия). У детей появляются музы­кальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах — игра на детских музыкальных инструмен­тах, музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети раз­личных возрастов значительно отличаются по своему развитию.

 

Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде — от раннего к дошкольному. Еще сохраняются черты, характерные предыдущему возрасту. Но уже происходит переход от ситуатив­ной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения и к четырем годам могут спеть маленькую песню самостоятельно или с помощью взрослого. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках.

 

Дети 4-5 лет проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен опреде­лить, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске.

 

Голосовой аппарат ребенка укрепляется, поэтому голос при­обретает некоторую звонкость, подвижность. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация.

 

Значительно укрепляется двигательный аппарат. Освоение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки) в процессе занятий физкультурой дает возможность шире их использовать в музыкально-ритмических играх, танцах. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности.

 

Дети  5-6  лет  на   фоне   их  общего   развития  достигают новых   по   качеству   результатов.   Они   способны   выделять   и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музы­кальных, устанавливать между  ними связи.  Восприятие  носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются ин­тересы, способность даже мотивировать свои музыкальные пред­почтения, свою оценку произведений.  В   этом   возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности,   но   и   избирательно   относятся   к   различным   ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лиричес­кая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь».

 

Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налажи­вается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки — до, ре -  второй октавы.

 

Дети 5-6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музы­ки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разно­стороннего музыкального развития детей.

 

Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное назначение ее. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6—7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказы­вает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функ­цию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс -плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки).

 

Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т. д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной).

 

Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особен­ности. Если одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «весело-грустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкаль­ного искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные прояв­ления часто «обгоняют» возрастные возможности.

 

Отчетливо проявляются различия в уровне музыкального развития тех детей, которые усваивали программу музыкального воспитания в детском саду, и тех, кто не имел такой подготовки (некоторые приходят в подготовительную группу из семьи).

 

Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое   звукообразование   происходит   за   счет   натяжения краев связок, поэтому охрана  певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре   первой   октавы—до   второй).   Этот   диапазон    наиболее удобен  для   многих  детей,   но   могут  быть   и индивидуальные особенности.   В   певческом  диапазоне  детей  данного   возраста отклонения   значительны.   В   голосах   проявляется   напевность,  звонкость,   хотя  сохраняется  специфически  детское,   несколько открытое звучание. В целом хор детей 6-7 лет звучит недоста­точно устойчиво и стройно.

 

Физическое развитие совершенствуется в различных направ­лениях и прежде всего выражается в овладении основными вида­ми движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ раз­вития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попыт­ках передать свое отношение к музыке.

 

Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музы­кальных инструментах. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.); они запоминают их устройство, по тембру раз­личают звучания.

 

Короткий обзор возрастных особенностей музыкального раз­вития детей можно закончить подчеркнув их характерные черты.

 

Во-первых, уровень музыкального развития находится в за­висимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом и выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей.

 

Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятель­ности в соответствии с содержанием программы. (Однако музы­кальная информация, получаемая ребенком дома, шире наме­ченного в программе.)

 

Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музы­кального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то увидим, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей Так, при очень качественном музыкальном восприятии некоторые дети слабее проявляют себя в пении, в танцах или хорошее развитие музыкального слуха не всегда сопровождается склон­ностью к творчеству. Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей.

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 27.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения