МБДОУ "Детский сад № 2 "Березка" г. Нижний Новгород

Учитель-логопед

 

 

Артикуляционные упражнения

 

 

Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению.
Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка?
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.
Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.
Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.
Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные артикуляционные упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.
Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.


Упражнение «Лягушечка» — «Хоботок»

Описание: Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка.

Упражнение «Заборчик».

Описание: Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!

Упражнение «Лопаточка» — «Иголочка»
Описание: Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

Упражнение «Качели»
Сели дети на качели,
и взлетели выше ели.
Даже солнышко проснулось
а потом назад вернулось.
Описание: Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.


Упражнение «Горка»
Улыбаюсь, рот открыт —
Там язык лежит, свернувшись.
 В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит
Описание: Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.


Упражнение Чашечка
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит
. К зубкам подняты края
— Вот и «чашечка» моя.
Описание: Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.


Упражнение «Вкусное варенье»
Описание: Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.

 

Упражнение «Лошадка»
Я веселая лошадка,
Темная как шоколадка
Языком постукай громко
Стук копыт услышишь звонкий.
Описание: Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им.


Упражнение «Пароход»
Вывожу язык вперёд,
Закушу его — и вот:
«Ы» тяну —
и к нам идёт Белый-белый пароход
Описание: Язык в межзубном положении, длительное произношение звука Ы

 

Упражнение « Грибок»
Широко открою рот,
Будто щёлкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
 Челюсть вниз — и вся учёба.
Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная вязка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.


Упражнение «Барабан»
Барабанщик очень занят
Д-д   д-д-д
Барабанщик барабанит
Д-д   д-д-д
Описание: Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».

Упражнение «Чистим зубки»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние — не хуже,
 Тоже чистки просят дружно.
Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх.

 

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

 


Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой
1.   Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.   Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.   Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4.  Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, четко и красиво.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
•    Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
•    Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
•    К детям старшего дошкольного возраста требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
•    Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
•    Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

 

Скачать тексты занятий с иллюстрациями Вы можете по следующим ссылкам:

Артикуляционные упражнения

Игры по дороге домой

Игры на развитие фонематического слуховосприятия

 

 

Учитель-логопед Паршакова Н.В. 

Дата последнего обновления страницы 09.11.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»